Персональный сайт воспитателя Драницыной Татьяны Юрьевны

Педагогическая концепция «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

 «Можно смотреть на деньги свысока,

но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».

А. Прево.

Актуальность включения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность ДОУ.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главным реалиям современной жизни – товарно-денежным отношениям. Ребенок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дешево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладывается азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений, и в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Ведь чем раньше дети узнают о роли денег в жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки

Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школа Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».

Сейчас в дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций. Здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образования.

Цель. Формирование финансовой грамотности и представлений об элементах экономики у старших дошкольников, через обогащение различных видов деятельности экономическим содержанием.

Задачи.

Образовательные:

1. Познакомить детей с денежной сферой жизни.

2. Раскрыть взаимосвязь понятий: труд-продукт (результат труда) - деньги.

3. Научить соотносить понятия надо, хочу и могу.

4. Обогатить словарный запас детей и познакомить с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сберегать; одалживать, занимать, отдавать; планировать, экономить.

5. Познакомить детей с профессиями, связанными с экономикой и бизнесом.

6. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.

Развивающие:

1. Сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами.

2. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.

3. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

4. Способствовать формированию гармоничной личности, определяющей основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе.

Воспитательные:

1. Стимулировать интерес детей к изучению мира финансов.

2. Воспитывать такие качества, как бережливость, экономность, трудолюбие.

3. Воспитывать отношение к деньгам, как к средству обмена денежных знаков на товары, удовлетворяющие разумные потребности.

4. Воспитывать умение работать в коллективе, уступать друг другу.

Свою работу строила по следующим принципам:

• от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

• принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

• принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности использую как традиционные, классические формы работы с детьми (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др., так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников.

Изучение основ финансовой грамотности в детском саду должно проходить в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка. Для этого в ходе работы были использовались следующие формы взаимодействия с родителями, такие как: родительский клуб, создание библиотеки для родителей, тематические папки для родителей, папки-передвижки для родителей, выставки детских работ для родителей, родительская почта.

Диагностика элементарных экономических знаний у детей подготовительной группы. 2018-2019 учебный год.

Диагностика содержит 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой. Форма проведения диагностики - индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленный вопрос или выполнить задание. Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики.

В диагностике участвовали 25 детей подготовительной группы, она проводился в сентябре 2018 года и в мае 2019 года. Эта диагностики показала, что в ходе целенаправленной работы у детей повысился уровень элементарных экономических знаний.

detsad-622980-1581528658.jpg

В ходе проделанной мной работы можно сделать вывод, что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволила активизировать познавательную деятельность детей, усовершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствовало развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобрели навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Методическое обеспечение

1. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.

2. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М. : ТЦ Сфера, 1994

3. Сасова, И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.

4. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М. : АРКТИ, 2006.

7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А. Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998

8. Шатова, А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.

9. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.

10. 12. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. -М. : ТЦ Сфера, 2009.

13 февраля 2020 в 07:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.